Программа_Моя родина - Красноярский край

Приложение № 1 к ООП ДО
МБДОУ детский сад
«Солнышко» п. Синеборска
Принято на педагогическом
совете протокол № 1
от «01» сентября 2021 г.

Программа
«Моя родина – Красноярский край»
Срок реализации 2 года

Авторы Программы:
Марьясова А.В. – заведующий
Зиборова Н.В. – воспитатель

Синеборск, 2021 год

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
1.3. Планируемые результаты освоения программы

4
4
4
5
7

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях
2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников

12
12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально – технического обеспечения Программы
3.2.Особенности организации предметно-пространственной среды
3.3. Перечень нормативных документов и литературных источников

24
24
24
25

9

16

22

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Программа «Моя родина – Красноярский край» (далее – Программа)
разработана педагогическими работниками МБДОУ детский сад «Солнышко»
п. Синеборска с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), предусматривает реализацию формируемой
части Основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ детский сад «Солнышко» п. Синеборска (далее – ООП ДО), обеспечивает
реализацию регионального компонента и учитывает принадлежность детского
сада к ЗАО «Сибирь-1», в котором основной контингент родительской
общественности – сельхозработники.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на
2 года.
Цели реализации Программы: позитивная
социализация
и
формирование у ребенка старшего дошкольного возраста нравственной основы,
первоначальных чувств патриотизма, мотивации и поддержку индивидуальности
через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие
формы активности.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических
качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и
индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
- формирование устойчивого интереса к сельскому хозяйству, навыков
осознанного безопасного поведения на ней, уважительного отношения к людям
сельскохозяйственных профессий;
- формирование представлений детей о Красноярском крае, пгт. Шушенское,
быте, культуре и традициях коренных жителей;
- формирование у детей экологического мышления, способности осознавать
последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умения жить в
гармонии с природой.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих
принципах:
- поддержка
разнообразия
детства
Программа
рассматривает
разнообразие детства как ценность, образовательный ресурс и предполагает
использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.
Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики,
социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения;
- позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком
культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов
поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи,
общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и
другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной
деятельности ребенка в изменяющемся мире;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей.
Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на
достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное
принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его
состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее
взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации
развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и
полноценного развития;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений Этот
принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных
отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы. Каждый
участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры,
занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может
проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер
коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям
предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать
позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в
соответствии со своими возможностями;
- сотрудничество Организации с семьей Сотрудничество, кооперация с
семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и
традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом
образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях
жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей
воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с
семьей как в содержательном, так и в организационном планах;

- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования,
охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и
образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и
вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения
детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает
партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями
и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или
культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям
(посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к
природе и истории родного края; содействовать проведению совместных
проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению
особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или
медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного
консультирования и др.);
- индивидуализация дошкольного образования предполагает такое
построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для
индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной
траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и
возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.
Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за
развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь
ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в
разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности,
самостоятельности и активности ребенка;
- возрастная адекватность образования Этот принцип предполагает
подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все
специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и
познавательно-исследовательскую
деятельность,
творческую
активность,
обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на
особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в
дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и
соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его
индивидуальные интересы, особенности и склонности;
- развивающее вариативное образование Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды
деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения
этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его
интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу
педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский),
что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей
ребенка;

- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей
В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и
физическое развитие детей посредством различных видов детской активности.
Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая
образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме
изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными
разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное
развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным,
художественно-эстетическое - с познавательным, речевым и т.п. Содержание
образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с
другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует
особенностям развития детей дошкольного возраста.
комплексно-тематическое
планирование
при
построении
образовательного
процесса
Программа
предусматривает
комплекснотематическое планирование образовательного процесса. Объединение комплекса
различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы».
Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события»,
«реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции».
1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Программа «Моя родина – Красноярский край» обеспечивает реализацию
регионального компонента ООП ДО и направлена на формирование у
дошкольников духовно-нравственного отношения к родному краю, городу, семье.
Программа предусматривает комплексно-тематическое планирование
образовательного процесса по направлениям: «Моя малая родина», «Дети и
сельское хозяйство», «Человек и природа».
При разработке Программы и выборе ее направлений были учтены:
- особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические,
природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению
детьми знаний о родном крае, поселке;
- территориальная расположенность: детский сад расположен в поселке
Синеборске Шушенского района, рядом с сосновым лесом, что позволяет в
естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы,
формировать культуру экологического поведения;
- принадлежность учреждения к ЗАО «Сибирь-1»: 60 % семей воспитанников
являются работниками сельского хозяйства. В состав родительской
общественности входят семьи, чьи сельскохозяйственные династии берут свое
начало с царских времен. Многие воспитанники являются потомками
сельхозработников, защищавших Родину в годы Великой Отечественной Войны.
Семьи детей учреждения объединяют общие селькохозяйственные традиции.
Дети посещают селькохозяйственные объекты – места работы родителей.

Характеристика возрастных и индивидуальных
дошкольного возраста от 5 до 7 лет

особенностей детей

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции
детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других
детей в детском саду.
Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он
поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них
стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения,
деятельности.
Взрослому уже не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь
ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без
помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать
совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать
имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность
самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск
нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу,
творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство
радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества,
познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся
атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги
как источника новых знаний.
Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное
развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Взрослый
своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения
к людям, побуждать замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и
проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка
к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт
детей.
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и
общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая
положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в
ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление
интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети
интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов,
животным и растительным миром разных стан.
Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в
духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как
их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному
обучению. Главное – связать развивающейся интерес детей к новой социальной
позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с
потребностью познания и освоения нового.

Задача взрослых развивать внимание и память детей, формировать у них
элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.
Условием полноценного развития старших дошкольников является
содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
Используются несколько форм общения:
- деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у
взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные
качества общественного поведения, способность принять общую цель,
включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы,
обсудить полученные результаты;
- познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка
познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных
интересов и активности детей;
- личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить с
взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей,
с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями,
планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление
ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл
событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего
школьника.
Вступая в общение и сотрудничество, взрослый проявляет доверие, любовь и
уважение к дошкольнику.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.
Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых
ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного
образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи годам:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и
других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и

радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности и, прежде всего, в игре. Ребенок владеет разными формами и
видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым
правилам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои
мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив,
владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во
взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину
окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и
социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской
литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая педагогическую диагностику на основе показателей развития детей.
Педагогическая диагностика связана с оценкой эффективности педагогических
действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Образовательная
область
Физическое
развитие

Показатели развития
детей от 5 до 6 лет
Проявляет
интерес
Красноярского края

Показатели развития детей от
6 до 7 лет
Активно
кучастиюучаствует
в
в подвижных
подвижныхигр
играх, в том числе, в играх
железнодорожной
тематики,
народных
играх
коренных
жителей Красноярского края

Социальнокоммуникативное
развитие

Художественно
эстетическое
развитие

Познавательное
развитие

Уважительно
относится
к
замечательным людям,
прославившим свой поселок, край
Уважительно относится к людям других национальностей
Осознает последствия
Соблюдает
правила
отрицательных
экологически грамотного и
действий по
безопасного
поведения
в
отношению к
природе
окружающейсреде
Уважительно относится к профессиональному
труду родителей – работников сельского хозяйства.
Осознает последствия
Имеет
устойчивое
нарушений правил
представление
о
правилах
поведения на объектах
безопасного поведения на
сельского хозяйства.
объектах сельского хозяйства
Знаком с песнями и
Исполняет гимн Красноярского
стихами
края, песни и стихи о родном
крае, поселке.
о родном крае
Узнает произведения
Различает
творчество
культуры
и
знаменитых
людей
и
искусства знаменитых
коллективов
культуры
и
людей Красноярского
искусства Красноярского края
края
Имеет представление Различает
онародных промыслах
и
называет
произведения
народных
Коренных жителей
промыслов коренных жителей
Красноярского края
Красноярского края
Имеет
представление
об
истории возникновения
Красноярского края, п. Шушенского, п. Синеборска
Имеет
представление
о
достопримечательностях
Красноярского края, п. Шушенского, п. Синеборска
Имеет представление Знает
о
герб, флаг, гимн
гербе, флаге, гимне
Красноярского края,
Красноярского края,
Шушенского района
Шушенского района
Имеет представление Умеет
огеографическом
ориентироваться
на
карте, находить и показывать
разнообразии
Красноярского края
свой город, край
Имеет представление о погодно – климатических и
сезонных изменениях в природе Красноярского края
Имеет представление о разнообразии животного
растительного мира родного края
Имеет представление о замечательных людях,
прославивших свой край
Имеет представление об обычаях, традиционных
занятиях коренных жителей Красноярского края

и

Речевое
развитие

Имеет представление о последствиях своих действий по
отношению к окружающей среде
Имеет представление
о Имеет
представление
о
сельском хозяйстве и ее сельском хозяйстве, ее истории,
назначении
выдающихся
людях.
Имеет представление о профессиях родителей, о значении их
труда для общества
Обсуждает
содержание Пересказывает сказки, легенды
сказок, легенд коренных коренных
жителей
жителей Красноярского
Красноярского края
края
Знает наизусть стихотворения о городе Красноярске, загадки о
сельском хозяйстве.

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах
деятельности, таких как:
- игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми);
- познавательно-исследовательская
(исследование
и
познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с
ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- элементарный труд;
- конструирование из различного материала;
- изобразительная;
- музыкальная;
- двигательная.
Задачи:
1. «Моя малая родина»
знакомить с историей г.Красноярска,
его
достопримечательностями;
знакомить с людьми, прославившими свой город;
- знакомить с флагом, гербом игимном родного города;
формировать
умение ориентироваться на карте, находить свой город,
край;
- знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными,
грибами,
природными объектами края и их зависимостью от погодно- климатических условий;
- формировать представление о погодно-климатических и сезонных изменениях в

природе края;
- формировать представление о многонациональности, знакомить с культурными
традициями, промыслами,
обычаями,
фольклором,
народнымдекоративно-прикладным
искусством народов края;
воспитывать уважительное идоброжелательное отношение клюдям других
национальностей – коренных жителей Красноярского края.

«Моя малая родина»
-

«Человек и
природа»
- формировать
представления
о
факторах
влияния
деятельности
человека
на
окружающую
среду;
- формировать
основы
экологически
грамотного
поведения и
культуры;
- формировать
чувство
любви
и
бережного
отношения к
природе.

«Дети и железная дорога»
формировать
представления о железной
дороге и ее объектах;
- знакомить с историей
развития железной дороги,
замечательными людьми;
формировать
представления
о
профессиях родителей и
роли
их
труда
для
общества;
воспитывать
уважительное отношение к
профессиональному труду
родителей;
- знакомить с правилами
безопасного поведения на
железной дороге.

Социально-коммуникативное развитие
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к
окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и
взрослым вне зависимости от их социального происхождения, расовой и
национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,
личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают любовь к «малой
родине», гордость за достижения своего народа (спортивные, культурные,
научные и др.) проживающего на территории г. Красноярска и края; формируют у
детей представления о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из
жизни, рассказов, сказок народов Красноярского края (ненецких, нанайских,
нганасанских и д.р.), обращая внимание на проявления щедрости, жадности,
честности, лживости, злости, доброты и др.
Создают условия для развития бережного, ответственного отношения
ребенка к природе родного города.
Стимулируют интерес к железной дороге и уважительное отношениек труду
родителей – работников железнодорожного транспорта; способствуют развитию
осознанного безопасного поведения на объектах железной дороги.
Познавательное развитие
Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений:
- об истории возникновения Красноярского края, его культурных особенностях и
традициях;
- о достопримечательностях, гербе, флаге, гимне Красноярского края;
- о географическом расположении Красноярского края, Красноярского края;
- о людях, прославивших свой город, край;
- о людях разных национальностей, проживающих на территории Красноярского
края, их обычаях, обрядах, народных играх, сказках, музыке, танцах, ремеслах,
народном декоративно-прикладном творчестве;
- о погодно-климатических и сезонных изменения в природе края;
- о растительном и животном мире Красноярского края: редких и исчезающих
видах растений Красноярского края, занесенных в Красную книгу; отличительных
признаках съедобных и несъедобных грибов; редких и исчезающих видах
животных Красноярского края;
- об истории развития железной дороги, ее значимости для Красноярского края и
Красноярского края в современном мире;
- о выдающихся людях – железнодорожниках, в том числе, участниках Великой
Отечественной Войны;
- о профессиях родителей и значимости их труда для общества;
- о правилах безопасного поведения на железной дороге.
Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр
фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют
информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать,
строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий.

Речевое развитие
Овладение речью (диалогической и монологической) не является
изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе
коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми)
содержания, которое их интересует; действий, в которые они вовлечены. Таким
образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом
ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях.
Взрослые приобщают детей к культуре чтения литературных произведений
писателей и поэтов г. Красноярска, знакомят с народными сказками и фольклором
коренных жителей Красноярского края.
Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой
культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи,
фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют
разучивание
стихотворений,
скороговорок,
чистоговорок,
песен
железнодорожной тематики и народов Красноярского края; организуют речевые
игры.
Художественно-эстетическое развитие
Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие
действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению
у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию
эмоциональной отзывчивости на красоту природы Красноярского края и
рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и
фольклора.
Взрослые знакомят детей с известными людьми культуры и спорта (В.И.
Суриковым, Д.И. Каратановым, Д. А. Хворостовским, А.Г. Поздеевым, И.С.
Ярыгиным, М.С. Годенко и др.), произведениями русского народного творчества,
народного творчества коренных жителей Красноярского края, рассматривают
иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в
музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к
другим источникам художественно-эстетической информации.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном
конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом,
придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные
техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных
инструментах) - создавать художественные образы с помощью пластических
средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре –
использовать языковые средства, средства мимики, пантомимы, интонации;
передавать характер, переживания, настроения персонажей.

Физическое развитие
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм
железнодорожной тематики, народным подвижным играм Красноярского края,
побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию
равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также правильного, не наносящего ущерба
организму, выполнения основных движений.
2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Реализация Программы «Моя родина – Красноярский край» осуществляется
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики
их образовательных потребностей, интересов во время организованной
образовательной деятельности и в режимных моментах с учетом принципа
интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей
целостность образовательного процесса.
Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная
ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая
планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения
определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация
протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.
Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного
результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия
воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ,
рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое
знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт
определяет технологию создания образовательных ситуаций.
Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер
и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном
тематическом содержании.
Образовательные ситуации используются в процессе организованной
образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных
ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах
деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности
рассуждать и делать выводы.
Педагог создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие
детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения
возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и
творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят
детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу.
Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том

числе, схемы, предметные и условно графические модели. Назначение
образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении
личного опыта детей: в освоении новых более эффективных способов познания и
деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в
повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий.
Педагог широко использует также ситуации выбора (практического и
морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического
выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для
личного самовыражения и самостоятельности.
Вариации форм организованной образовательной деятельности (ООД) зависят
от:
- количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуальноподгрупповые, фронтальные);
- степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной
областью: занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по
рисованию и др.);
- ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное,
экспериментирование, формирование определённых навыков и др.);
- сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и
эмоциональный тон (лейтмотив)).
Формы организованной образовательной деятельности:
1. Фантазийное путешествие или воображаемая ситуация:
- основу составляет заранее запланированная тематика;
- обязательная возможность импровизации детей и педагога, самовыражения
воспитанников.
2. Экскурсии (реальная, воображаемая, воображаемо-виртуальная):
- основу составляет наглядно-познавательный компонент;
- способствует накоплению представлений и жизненных фактов, обогащению
чувственного опыта;
- помогает установлению связи абстрактных представлений с реальностью.
3. Игровая экспедиция, занятие-детектив:
- ярко выраженная приключенческая остросюжетная и/или детективная линия,
имеющая определённую конечную цель для детей;
- требует проявления смекалки, логики, умения работать в команде.
4. Спортивные соревнования, эстафеты:
- основу составляет соревновательный компонент, побуждающий проявить
физические умения, смелость, ловкость, стойкость, выдержку, умение работать в
команде.
5. Интеллектуальный марафон, викторина, КВН, квест:
- основан на соревновательном компоненте, побуждающем проявить
интеллектуальные способности, умения, смелость, стойкость, выдержку,
смекалку, знания, представления, умение работать в команде.

6. Капустник, театральная викторина:
- основан на импровизационном компоненте; побуждающем к творческой
импровизации;
- не предполагает специальных репетиций.
7. Презентация (специально организованная, импровизированная):
- основу составляет познавательно-речевой компонент, побуждающий детей
самостоятельно применять различные методы передачи информации, сведений,
знаний, представлений.
8. Тематический досуг:
- основу составляют развлекательно-познавательный и импровизационный
компоненты, направленные на обобщение представлений в рамках какой-либо
темы.
9. Праздник:
- основу составляет развлекательно-показательный компонент, основанный на
торжестве, проводимом в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь
(предполагаются репетиции и специальная подготовка).
10. Театрализованное представление, спектакль:
- основан на развлекательно-драматическом компоненте, побуждающем к
сопереживанию, восприятию художественных образов, эмоциональной
выразительности.
11. Фестиваль, концерт:
- основу составляет развлекательно-показательный компонент;
- публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных
номеров в рамках объединяющей темы;
- проводится по определённой, заранее составленной программе. (предполагается
подготовка).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми
задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных моментах, в
свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости
дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации,
побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу,
активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Главным условием организации образовательного процесса в соответствии
с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная
образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных
областей
в двух
основных составляющих
(моделях)
организации
образовательного процесса: совместной и самостоятельной.

Формы образовательной деятельности в режимных моментах:
Совместные
с Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта,
педагогом
предлагает детям образцы исполнения различных ролей,
обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать
коллективные игры
любую воображаемую ситуацию
Мероприятия,
Оптимизация двигательной деятельности, формирование
связанные
с привычки к здоровому образу жизни
организованной
двигательной
деятельностью
Природоохранный
Развивает наблюдательность, бережное и ответственное
труд
отношение к природе и всему живому (садоводство, уход
за растениями в уголке живой природы и др.)
Ознакомление
с Способность
к
сопереживанию,
восприятию
художественной
произведения,
постижение
его
идейно-духовной
литературой
сущности, видение его как произведение искусства,
отображающего действительность
Слушание музыки
Развитие
слухового
восприятия,
воспитание
эмоциональной
отзывчивости,
способности
к
сопереживанию, выразительности
Заучивание наизусть Формирование способности использовать выразительные
стихотворений,
средства
речи,
обогащение
словарного
запаса,
загадок, пословиц
представлений, абстрактного мышления, памяти
Коллекционирование Позволяет выявить и реализовать увлечения, интересы
воспитанников,
может
стать
частью
проектной
деятельности
Мастерские
(как Формирование ручных умений и навыков работы с
вариация
разнообразным
материалом,
художественных
художественноспособностей, эстетических чувств и нравственнотрудовой
волевых качеств
деятельности)
Оформление
Часть проектной деятельности, направленная на
выставок,
реализацию интересов воспитанников, позволяющая
экспозиций,
проявить индивидуальность; благодатный способ детскоинсталляций, мини- взрослой совместной деятельности
музеев
Совместные
Побуждение к целенаправленному, более или менее
систематические
длительному и планомерному, активному восприятию
наблюдения
детьми объектов и явлений, позволяющему усваивать
(мониторинги)
алгоритмы систематического анализа, сравнения,
обобщения

Методы передачи информации, сведений и знаний:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение,
анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой
Основным средством выступает устное или печатное слово:
- фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины;
- поэтические и прозаические произведения: стихотворения, литературные сказки,
рассказы, повести;
- скороговорки, загадки.
2. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ
Основные средства:
- предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов,
иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок;
- связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов,
диафильмов;
- различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие
движения.
3. Методы практического обучения: упражнения (устные, графические,
двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые); приучение;
технические и творческие действия.
Основные средства:
- скороговорки, стихотворения;
- музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации;
- дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры;
- различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
4. Методы эстетического восприятия: побуждение к самостоятельному творчеству
(описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и
художественному моделированию, пению, музицированию и др.); побуждение к
сопереживанию; культурный пример; драматизация.
Основные средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и
этнического);
- сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и
другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры
поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая
оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света,
наличие единой композиции, уместных аксессуаров).
5. Методы проблемного обучения:
- познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает
проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
- диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает
проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);

- метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения
проблемы);
- зкспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети
экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами;
проблема ставится или до, или после эксперимента);
- прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций,
нелепиц);
- метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к
вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
- проблемная ситуация (возникает тогда, когда личный опыт ребёнка идет вразрез
с действительностью).
Пример:
- почему не сделают «задувальный» пожарный поезд?
- поднявшись на вершину горы, мы станем ближе к солнцу. Почему же там так
холодно, что даже снег лежит?
- если снег холодный, почему он может согреть дерево?
- Знайка сказал, что раньше был локомотив, который двигался без
электричества! Разве может быть такое?
- птица хохлится на морозе. Но она же так всё тепло выпустит.
- почему облака не падают?
Основные средства:
- рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и
проблемных ситуаций;
- объекты и явления окружающего мира;
- различный дидактический материал;
- различные приборы и механизмы (глобус, компас, колбы, и т.д.);
- оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью
и иными свойствами материалов, явлениями;
- технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийное
оборудование и др.
6. Коммуникативные методы: имитационный метод (метод подражания); беседа;
соревновательный метод; командно-соревновательный метод; совместные или
коллективные поручения; метод интервьюирования; метод коллективного
творчества; проектный метод; «Конвейерный» метод продуктивной деятельности
(может выступать в качестве гендерного метода, при распределении частей,
выполняемых только мальчиками или только девочками).
7. Методы поддержки эмоциональной активности: игровые и воображаемые
ситуации; похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог,
как утешение); придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
игры-драматизации; сюрпризные моменты, забавы, фокусы; элементы творчества
и новизны; юмор и шутка.
Средства поддержки эмоциональной активности:
- картотека возможных игровых и проблемных ситуаций;
- картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе, предполагающих
додумывание концовки воспитанников;

- шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала,
разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др.,
- инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы,
костюмы для ряженья;
- юморески, комиксы и др.
8. Методы психосенсорного развития: методы развития психических процессов
(память, внимание, мышление, речь); методы усвоения сенсорных эталонов (цвет,
форма, величина, звук) с опорой на максимальное включение органов чувств.
Основные средства:
- раздаточный материал: шаблоны для работы с контуром, для раскрашивания,
обводки, заполнения, вырезания, сгибания, обрывания и др.;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийная техника, электронный
демонстрационный материал и т.п.;
- аудиовизуальные: слайды, слайд-фильмы, видеоролики, презентации,
познавательные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски;
- демонстрационные: гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе,
модели демонстрационные;
- спортивное оборудование.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
Взаимодействие с родителями - необходимое условие успешной работы
педагогов по реализации Программы, определяется понятиями «сотрудничество»
и «взаимодействие». Это способ организации совместной деятельности детского
сада и семьи, который осуществляется на основании понимания и с помощью
общения.
Цель сотрудничества с родителями по реализации Программы:
повышение
педагогической
компетентности
родителей
по
вопросам
формирования у ребенка дошкольного возраста нравственной основы,
первоначальных чувств патриотизма, мотивации и поддержки индивидуальности,
формирование готовности родителей к партнерским взаимоотношениям с
сотрудниками.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- познакомить родителей с особенностями формирования у детей нравственно патриотических чувств, толерантного отношения к окружающим людям,
бережного отношения к окружающей среде, навыков безопасного поведения на
объектах железной дороги;
- ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка,
обогащение его кругозора по направлениям Программы;
- помочь родителям создать условия для развития организованности,
ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми,

способствовать развитию начал социальной активности в совместной с
родителями деятельности;
- способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с
ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить
родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за
свои действия и поступки.
Взаимодействие с родителями осуществляется на основе следующих принципов:
- единство целеполагания;
- систематичность и последовательность взаимодействия;
- положительный эмоциональный фон;
- доверительность и конфиденциальность;
-безусловное принятие ребёнка.
Педагогический коллектив определил систему взаимодействия с семьей,
включающую следующие направления работы:
- изучение семьи, семейного опыта воспитания детей;
- обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации
родителей;
- расширение средств, активных форм работы с родителями;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности детского сада;
- информационно-педагогическое просвещение семьи;
- помощь родителям в воспитании детей как субъекта общественных отношений;
- развитие инициатив родителей;
- формирование и воспитание культуры досуга семьи.
Взаимодействие с родителями реализуется через разнообразные формы:
- оказание консультативной поддержки родителей воспитанников в вопросах
ознакомления детей с родным городом, Красноярским краем, с железной дорогой,
её историей и профессиями родителей;
- привлечение родителей воспитанников к созданию развивающей предметнопространственной среды по направлениям Программы;
- совместное создание видеороликов и презентаций;
- участие родителей воспитанников в совместных мероприятиях: организованной
образовательной деятельности, праздниках, выставках семейного творчества,
фотовыставках.
Педагоги и родители в процессе общения обеспечивают ребенку:
- чувство психологической защищенности;
- доверие к миру;
- эмоциональное благополучие;
- формирование базиса личностной культуры;
- развитие его индивидуальности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы

В
детском
саду
созданы
материально-технические
условия,
обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых
результатов освоения Программы, а также условия для осуществления всех
видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в
рамках групп с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников.
Группы детей старшего дошкольного возраста оборудованы природными
уголками, уголками изобразительной деятельности, мини-лабораториями,
оснащены
учебно
–
методической
литературой,
необходимым
демонстрационным материалом, развивающими играми, атрибутами для
сюжетно – ролевых и подвижных игр. В каждой группе имеется аппаратура для
использования электронных образовательных ресурсов (ноутбуки, проекторы,
интерактивные доски, принтеры), наглядные пособия, детская художественная
литература, подобранная в соответствии с возрастом воспитанников.
Территория детского сада – огромная составляющая в жизни учреждения.
Задачи познавательного характера, экологического воспитания решаются с
помощью оборудованных объектов: «Зеленая аптека», «Солнечные часы»,
«Лесная полянка», «Огород», «Метеоплощадка», «Альпийская горка»,
«Сказочная деревенька», «Плодово-ягодная станция» и др.
3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды

Развивающая среда построена с учетом следующих принципов:
- насыщенность
среды
соответствует
возрастным
возможностям
детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено
средствами обучения, соответствующими
материалами, игровым
оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают различные вида детской
деятельности, эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с
пространственным окружением, возможность самовыражения;
- трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать
различные составляющие предметной среды;
- вариативность среды позволяет создать различные
пространства, а
разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивает
свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, что
стимулирует активность детей;
- доступность среды создает условия для свободного
доступа
детей
к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской
активности;

- безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие
всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
Примерное содержание предметно-пространственной среды:
- глобус;
- карта Красноярского края;
-иллюстрации с изображением старинного Красноярска и быта коренных
жителей Красноярского края;
- фотографии с изображением символики и достопримечательностей
Красноярского края;
- портреты красноярцев, прославивших свой город;
- репродукции картин художников Красноярского края;
- иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы
Красноярского края;
- альбомы с изображением национальных костюмов;
- детская художественная литература;
- картотека народных игр;
- энциклопедия «От паровоза до Сапсана»;
- юбилейное издание к 100-ю Красноярской железной дороги «Стальное звено
Транссиба»;
- альбомы «Мои родители-железнодорожники»;
- сборник сочинений учащихся образовательных учреждений ОАО «РЖД»
«Помнит мир, спасенный…»;
- детский словарь «Путешествие по детской дороге»;
- картотеки подвижных и словесных игр железнодорожной тематики;
- сборник познавательно-речевых игр о железной дороге «Затевайка»;
- атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Путешествие на поезде»; «Экскурсия по
городу», «Поход в зоопарк» и др.;
- электронные образовательные ресурсы.

3.3. Перечень нормативных документов и литературных источников

Нормативные документы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования" (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013 № 30384)
3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-фз «Об образовании в
Российской Федерации».
Литературные источники:
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа
работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
С-П. 2016.
6. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. – М., 2005.
7. Детские подвижные игры народов СССР/ Сост. А.В. Кенеман/ Под ред. Т.И.
Осокиной – М., 1989.
8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников.
– М., 2013.
9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду/Программа и
методические рекомендации – М. 2009.
10. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного
возраста/Сост. Н.В. Нищева – С-П., 2010.
11. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для
работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2005.
12. Молодова Н.П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для
воспитателей и учителей – Минск, 1996.
13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное
пособие. – М., 1999.
14. Партнерство дошкольной организации и семьи. Методическое пособие/ Под
ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян – М., 2016.
15. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М., 2006.
16. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Сост. Л.А. Королева. –
С-П., 2016.
17. Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации.
Методическое пособие. – М., 2005.
18. Радость общения. Из опыта взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения с семьей. – М. 1999.
19. Ривина Е.К. Российская символика. Методическое пособие. – М., 2004.
20. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Программа экологического образования
дошкольников. – М., 1998.
21. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным и декоративно-прикладным искусством/Программа дополнительного
образования – М., 2006.

ОВЧИННИКОВА
НАТАЛЬЯ
АНАТОЛЬЕВНА

Подписан: ОВЧИННИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА
DN: C=RU, OU=ЗАВЕДУЮЩИЙ ДЕТСКИМ САДОМ,
O=ЧДОУ ''ДЕТСКИЙ САД № 198 ОАО ''РЖД'',
CN=ОВЧИННИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА,
E=NDOU198@MAIL.RU
Основание: ПОДПИСЬ ДОКУМЕНТА
Местоположение: Г.КРАСНОЯРСК
Дата: 2021-01-01 10:34:26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 04.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(391) 39-2-95-96

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».