Приложение № 1 к ООП ДО МБДОУ детский сад «Солнышко» п. Синеборска Принято на педагогическом совете протокол № 1 от «01» сентября 2021 г. Программа «Моя родина – Красноярский край» Срок реализации 2 года Авторы Программы: Марьясова А.В. – заведующий Зиборова Н.В. – воспитатель Синеборск, 2021 год Содержание I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 1.3. Планируемые результаты освоения программы 4 4 4 5 7 II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 12 12 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1.Описание материально – технического обеспечения Программы 3.2.Особенности организации предметно-пространственной среды 3.3. Перечень нормативных документов и литературных источников 24 24 24 25 9 16 22 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Программа «Моя родина – Красноярский край» (далее – Программа) разработана педагогическими работниками МБДОУ детский сад «Солнышко» п. Синеборска с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), предусматривает реализацию формируемой части Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад «Солнышко» п. Синеборска (далее – ООП ДО), обеспечивает реализацию регионального компонента и учитывает принадлежность детского сада к ЗАО «Сибирь-1», в котором основной контингент родительской общественности – сельхозработники. Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 2 года. Цели реализации Программы: позитивная социализация и формирование у ребенка старшего дошкольного возраста нравственной основы, первоначальных чувств патриотизма, мотивации и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. Цели Программы достигаются через решение следующих задач: - формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка; - формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - формирование устойчивого интереса к сельскому хозяйству, навыков осознанного безопасного поведения на ней, уважительного отношения к людям сельскохозяйственных профессий; - формирование представлений детей о Красноярском крае, пгт. Шушенское, быте, культуре и традициях коренных жителей; - формирование у детей экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умения жить в гармонии с природой. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: - поддержка разнообразия детства Программа рассматривает разнообразие детства как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Образовательная деятельность выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения; - позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире; - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями; - сотрудничество Организации с семьей Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах; - сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.); - индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка; - возрастная адекватность образования Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности; - развивающее вариативное образование Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка; - полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным, речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста. комплексно-тематическое планирование при построении образовательного процесса Программа предусматривает комплекснотематическое планирование образовательного процесса. Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы». Виды «тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». 1.2. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Программа «Моя родина – Красноярский край» обеспечивает реализацию регионального компонента ООП ДО и направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения к родному краю, городу, семье. Программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса по направлениям: «Моя малая родина», «Дети и сельское хозяйство», «Человек и природа». При разработке Программы и выборе ее направлений были учтены: - особенности региона: географические, погодно-климатические, экологические, природные, культурно-национальные, что способствует системному усвоению детьми знаний о родном крае, поселке; - территориальная расположенность: детский сад расположен в поселке Синеборске Шушенского района, рядом с сосновым лесом, что позволяет в естественной обстановке знакомить детей с объектами и явлениями природы, формировать культуру экологического поведения; - принадлежность учреждения к ЗАО «Сибирь-1»: 60 % семей воспитанников являются работниками сельского хозяйства. В состав родительской общественности входят семьи, чьи сельскохозяйственные династии берут свое начало с царских времен. Многие воспитанники являются потомками сельхозработников, защищавших Родину в годы Великой Отечественной Войны. Семьи детей учреждения объединяют общие селькохозяйственные традиции. Дети посещают селькохозяйственные объекты – места работы родителей. Характеристика возрастных и индивидуальных дошкольного возраста от 5 до 7 лет особенностей детей Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Взрослый помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Взрослому уже не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний. Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Взрослый своим поведением должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стан. Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное – связать развивающейся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Задача взрослых развивать внимание и память детей, формировать у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Используются несколько форм общения: - деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты; - познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей; - личностное общение, в которое вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника. Вступая в общение и сотрудничество, взрослый проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. 1.3. Планируемые результаты освоения Программы В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы К семи годам: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая педагогическую диагностику на основе показателей развития детей. Педагогическая диагностика связана с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Образовательная область Физическое развитие Показатели развития детей от 5 до 6 лет Проявляет интерес Красноярского края Показатели развития детей от 6 до 7 лет Активно кучастиюучаствует в в подвижных подвижныхигр играх, в том числе, в играх железнодорожной тематики, народных играх коренных жителей Красноярского края Социальнокоммуникативное развитие Художественно эстетическое развитие Познавательное развитие Уважительно относится к замечательным людям, прославившим свой поселок, край Уважительно относится к людям других национальностей Осознает последствия Соблюдает правила отрицательных экологически грамотного и действий по безопасного поведения в отношению к природе окружающейсреде Уважительно относится к профессиональному труду родителей – работников сельского хозяйства. Осознает последствия Имеет устойчивое нарушений правил представление о правилах поведения на объектах безопасного поведения на сельского хозяйства. объектах сельского хозяйства Знаком с песнями и Исполняет гимн Красноярского стихами края, песни и стихи о родном крае, поселке. о родном крае Узнает произведения Различает творчество культуры и знаменитых людей и искусства знаменитых коллективов культуры и людей Красноярского искусства Красноярского края края Имеет представление Различает онародных промыслах и называет произведения народных Коренных жителей промыслов коренных жителей Красноярского края Красноярского края Имеет представление об истории возникновения Красноярского края, п. Шушенского, п. Синеборска Имеет представление о достопримечательностях Красноярского края, п. Шушенского, п. Синеборска Имеет представление Знает о герб, флаг, гимн гербе, флаге, гимне Красноярского края, Красноярского края, Шушенского района Шушенского района Имеет представление Умеет огеографическом ориентироваться на карте, находить и показывать разнообразии Красноярского края свой город, край Имеет представление о погодно – климатических и сезонных изменениях в природе Красноярского края Имеет представление о разнообразии животного растительного мира родного края Имеет представление о замечательных людях, прославивших свой край Имеет представление об обычаях, традиционных занятиях коренных жителей Красноярского края и Речевое развитие Имеет представление о последствиях своих действий по отношению к окружающей среде Имеет представление о Имеет представление о сельском хозяйстве и ее сельском хозяйстве, ее истории, назначении выдающихся людях. Имеет представление о профессиях родителей, о значении их труда для общества Обсуждает содержание Пересказывает сказки, легенды сказок, легенд коренных коренных жителей жителей Красноярского Красноярского края края Знает наизусть стихотворения о городе Красноярске, загадки о сельском хозяйстве. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как: - игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры); - коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми); - познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - элементарный труд; - конструирование из различного материала; - изобразительная; - музыкальная; - двигательная. Задачи: 1. «Моя малая родина» знакомить с историей г.Красноярска, его достопримечательностями; знакомить с людьми, прославившими свой город; - знакомить с флагом, гербом игимном родного города; формировать умение ориентироваться на карте, находить свой город, край; - знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными объектами края и их зависимостью от погодно- климатических условий; - формировать представление о погодно-климатических и сезонных изменениях в природе края; - формировать представление о многонациональности, знакомить с культурными традициями, промыслами, обычаями, фольклором, народнымдекоративно-прикладным искусством народов края; воспитывать уважительное идоброжелательное отношение клюдям других национальностей – коренных жителей Красноярского края. «Моя малая родина» - «Человек и природа» - формировать представления о факторах влияния деятельности человека на окружающую среду; - формировать основы экологически грамотного поведения и культуры; - формировать чувство любви и бережного отношения к природе. «Дети и железная дорога» формировать представления о железной дороге и ее объектах; - знакомить с историей развития железной дороги, замечательными людьми; формировать представления о профессиях родителей и роли их труда для общества; воспитывать уважительное отношение к профессиональному труду родителей; - знакомить с правилами безопасного поведения на железной дороге. Социально-коммуникативное развитие Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и взрослым вне зависимости от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; воспитывают любовь к «малой родине», гордость за достижения своего народа (спортивные, культурные, научные и др.) проживающего на территории г. Красноярска и края; формируют у детей представления о добре и зле, обсуждая с ними различные ситуации из жизни, рассказов, сказок народов Красноярского края (ненецких, нанайских, нганасанских и д.р.), обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др. Создают условия для развития бережного, ответственного отношения ребенка к природе родного города. Стимулируют интерес к железной дороге и уважительное отношениек труду родителей – работников железнодорожного транспорта; способствуют развитию осознанного безопасного поведения на объектах железной дороги. Познавательное развитие Взрослые создают возможности для развития у детей общих представлений: - об истории возникновения Красноярского края, его культурных особенностях и традициях; - о достопримечательностях, гербе, флаге, гимне Красноярского края; - о географическом расположении Красноярского края, Красноярского края; - о людях, прославивших свой город, край; - о людях разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, их обычаях, обрядах, народных играх, сказках, музыке, танцах, ремеслах, народном декоративно-прикладном творчестве; - о погодно-климатических и сезонных изменения в природе края; - о растительном и животном мире Красноярского края: редких и исчезающих видах растений Красноярского края, занесенных в Красную книгу; отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов; редких и исчезающих видах животных Красноярского края; - об истории развития железной дороги, ее значимости для Красноярского края и Красноярского края в современном мире; - о выдающихся людях – железнодорожниках, в том числе, участниках Великой Отечественной Войны; - о профессиях родителей и значимости их труда для общества; - о правилах безопасного поведения на железной дороге. Взрослые читают книги, проводят беседы, экскурсии, организуют просмотр фильмов, иллюстраций познавательного содержания и предоставляют информацию в других формах. Побуждают детей задавать вопросы, рассуждать, строить гипотезы относительно наблюдаемых явлений, событий. Речевое развитие Овладение речью (диалогической и монологической) не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует; действий, в которые они вовлечены. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности во всех образовательных областях. Взрослые приобщают детей к культуре чтения литературных произведений писателей и поэтов г. Красноярска, знакомят с народными сказками и фольклором коренных жителей Красноярского края. Взрослые создают возможности для формирования и развития звуковой культуры, образной, интонационной и грамматической сторон речи, фонематического слуха, правильного звуко- и словопроизношения, поощряют разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, песен железнодорожной тематики и народов Красноярского края; организуют речевые игры. Художественно-эстетическое развитие Эстетическое отношение к миру опирается, прежде всего, на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы Красноярского края и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с известными людьми культуры и спорта (В.И. Суриковым, Д.И. Каратановым, Д. А. Хворостовским, А.Г. Поздеевым, И.С. Ярыгиным, М.С. Годенко и др.), произведениями русского народного творчества, народного творчества коренных жителей Красноярского края, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации. В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании взрослые предлагают детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) - создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – использовать языковые средства, средства мимики, пантомимы, интонации; передавать характер, переживания, настроения персонажей. Физическое развитие Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм железнодорожной тематики, народным подвижным играм Красноярского края, побуждают детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного, не наносящего ущерба организму, выполнения основных движений. 2.2. Описание вариативных форм, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Реализация Программы «Моя родина – Красноярский край» осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей, интересов во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах с учетом принципа интеграции содержания психолого-педагогической работы, обеспечивающей целостность образовательного процесса. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Педагог создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе, схемы, предметные и условно графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Педагог широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности. Вариации форм организованной образовательной деятельности (ООД) зависят от: - количества воспитанников (индивидуальные, подгрупповые, индивидуальноподгрупповые, фронтальные); - степени интеграции (интегрированные, с доминирующей образовательной областью: занятие по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, по рисованию и др.); - ведущего метода и/или совокупности методов в целом (ознакомительное, экспериментирование, формирование определённых навыков и др.); - сюжетообразующего компонента (пространство, основной идейный и эмоциональный тон (лейтмотив)). Формы организованной образовательной деятельности: 1. Фантазийное путешествие или воображаемая ситуация: - основу составляет заранее запланированная тематика; - обязательная возможность импровизации детей и педагога, самовыражения воспитанников. 2. Экскурсии (реальная, воображаемая, воображаемо-виртуальная): - основу составляет наглядно-познавательный компонент; - способствует накоплению представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта; - помогает установлению связи абстрактных представлений с реальностью. 3. Игровая экспедиция, занятие-детектив: - ярко выраженная приключенческая остросюжетная и/или детективная линия, имеющая определённую конечную цель для детей; - требует проявления смекалки, логики, умения работать в команде. 4. Спортивные соревнования, эстафеты: - основу составляет соревновательный компонент, побуждающий проявить физические умения, смелость, ловкость, стойкость, выдержку, умение работать в команде. 5. Интеллектуальный марафон, викторина, КВН, квест: - основан на соревновательном компоненте, побуждающем проявить интеллектуальные способности, умения, смелость, стойкость, выдержку, смекалку, знания, представления, умение работать в команде. 6. Капустник, театральная викторина: - основан на импровизационном компоненте; побуждающем к творческой импровизации; - не предполагает специальных репетиций. 7. Презентация (специально организованная, импровизированная): - основу составляет познавательно-речевой компонент, побуждающий детей самостоятельно применять различные методы передачи информации, сведений, знаний, представлений. 8. Тематический досуг: - основу составляют развлекательно-познавательный и импровизационный компоненты, направленные на обобщение представлений в рамках какой-либо темы. 9. Праздник: - основу составляет развлекательно-показательный компонент, основанный на торжестве, проводимом в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь (предполагаются репетиции и специальная подготовка). 10. Театрализованное представление, спектакль: - основан на развлекательно-драматическом компоненте, побуждающем к сопереживанию, восприятию художественных образов, эмоциональной выразительности. 11. Фестиваль, концерт: - основу составляет развлекательно-показательный компонент; - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных номеров в рамках объединяющей темы; - проводится по определённой, заранее составленной программе. (предполагается подготовка). Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных моментах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Главным условием организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования является полноценно организованная образовательная среда, которая строится с учетом реализации образовательных областей в двух основных составляющих (моделях) организации образовательного процесса: совместной и самостоятельной. Формы образовательной деятельности в режимных моментах: Совместные с Педагог выступает в качестве носителя игрового опыта, педагогом предлагает детям образцы исполнения различных ролей, обучает режиссёрской игре, позволяющей проживать коллективные игры любую воображаемую ситуацию Мероприятия, Оптимизация двигательной деятельности, формирование связанные с привычки к здоровому образу жизни организованной двигательной деятельностью Природоохранный Развивает наблюдательность, бережное и ответственное труд отношение к природе и всему живому (садоводство, уход за растениями в уголке живой природы и др.) Ознакомление с Способность к сопереживанию, восприятию художественной произведения, постижение его идейно-духовной литературой сущности, видение его как произведение искусства, отображающего действительность Слушание музыки Развитие слухового восприятия, воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, выразительности Заучивание наизусть Формирование способности использовать выразительные стихотворений, средства речи, обогащение словарного запаса, загадок, пословиц представлений, абстрактного мышления, памяти Коллекционирование Позволяет выявить и реализовать увлечения, интересы воспитанников, может стать частью проектной деятельности Мастерские (как Формирование ручных умений и навыков работы с вариация разнообразным материалом, художественных художественноспособностей, эстетических чувств и нравственнотрудовой волевых качеств деятельности) Оформление Часть проектной деятельности, направленная на выставок, реализацию интересов воспитанников, позволяющая экспозиций, проявить индивидуальность; благодатный способ детскоинсталляций, мини- взрослой совместной деятельности музеев Совместные Побуждение к целенаправленному, более или менее систематические длительному и планомерному, активному восприятию наблюдения детьми объектов и явлений, позволяющему усваивать (мониторинги) алгоритмы систематического анализа, сравнения, обобщения Методы передачи информации, сведений и знаний: 1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой Основным средством выступает устное или печатное слово: - фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; - поэтические и прозаические произведения: стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести; - скороговорки, загадки. 2. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, показ Основные средства: - предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок; - связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов; - различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения. 3. Методы практического обучения: упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые); приучение; технические и творческие действия. Основные средства: - скороговорки, стихотворения; - музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; - дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; - различный материал для продуктивной и творческой деятельности. 4. Методы эстетического восприятия: побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.); побуждение к сопереживанию; культурный пример; драматизация. Основные средства: - разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического); - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие; - личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения; - эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров). 5. Методы проблемного обучения: - познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения); - диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы); - метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы); - зкспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента); - прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц); - метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических) - проблемная ситуация (возникает тогда, когда личный опыт ребёнка идет вразрез с действительностью). Пример: - почему не сделают «задувальный» пожарный поезд? - поднявшись на вершину горы, мы станем ближе к солнцу. Почему же там так холодно, что даже снег лежит? - если снег холодный, почему он может согреть дерево? - Знайка сказал, что раньше был локомотив, который двигался без электричества! Разве может быть такое? - птица хохлится на морозе. Но она же так всё тепло выпустит. - почему облака не падают? Основные средства: - рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; - объекты и явления окружающего мира; - различный дидактический материал; - различные приборы и механизмы (глобус, компас, колбы, и т.д.); - оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; - технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др. 6. Коммуникативные методы: имитационный метод (метод подражания); беседа; соревновательный метод; командно-соревновательный метод; совместные или коллективные поручения; метод интервьюирования; метод коллективного творчества; проектный метод; «Конвейерный» метод продуктивной деятельности (может выступать в качестве гендерного метода, при распределении частей, выполняемых только мальчиками или только девочками). 7. Методы поддержки эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации; похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение); придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.; игры-драматизации; сюрпризные моменты, забавы, фокусы; элементы творчества и новизны; юмор и шутка. Средства поддержки эмоциональной активности: - картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; - картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе, предполагающих додумывание концовки воспитанников; - шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., - инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; - юморески, комиксы и др. 8. Методы психосенсорного развития: методы развития психических процессов (память, внимание, мышление, речь); методы усвоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина, звук) с опорой на максимальное включение органов чувств. Основные средства: - раздаточный материал: шаблоны для работы с контуром, для раскрашивания, обводки, заполнения, вырезания, сгибания, обрывания и др.; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийная техника, электронный демонстрационный материал и т.п.; - аудиовизуальные: слайды, слайд-фильмы, видеоролики, презентации, познавательные фильмы на цифровых носителях; - наглядные плоскостные: плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски; - демонстрационные: гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные; - спортивное оборудование. 2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Взаимодействие с родителями - необходимое условие успешной работы педагогов по реализации Программы, определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Это способ организации совместной деятельности детского сада и семьи, который осуществляется на основании понимания и с помощью общения. Цель сотрудничества с родителями по реализации Программы: повышение педагогической компетентности родителей по вопросам формирования у ребенка дошкольного возраста нравственной основы, первоначальных чувств патриотизма, мотивации и поддержки индивидуальности, формирование готовности родителей к партнерским взаимоотношениям с сотрудниками. Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников: - познакомить родителей с особенностями формирования у детей нравственно патриотических чувств, толерантного отношения к окружающим людям, бережного отношения к окружающей среде, навыков безопасного поведения на объектах железной дороги; - ориентировать родителей на развитие познавательной деятельности ребенка, обогащение его кругозора по направлениям Программы; - помочь родителям создать условия для развития организованности, ответственности дошкольника, умений взаимодействия со взрослыми и детьми, способствовать развитию начал социальной активности в совместной с родителями деятельности; - способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, познакомить родителей со способами развития самоконтроля и воспитания ответственности за свои действия и поступки. Взаимодействие с родителями осуществляется на основе следующих принципов: - единство целеполагания; - систематичность и последовательность взаимодействия; - положительный эмоциональный фон; - доверительность и конфиденциальность; -безусловное принятие ребёнка. Педагогический коллектив определил систему взаимодействия с семьей, включающую следующие направления работы: - изучение семьи, семейного опыта воспитания детей; - обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей; - расширение средств, активных форм работы с родителями; - привлечение родителей к активному участию в деятельности детского сада; - информационно-педагогическое просвещение семьи; - помощь родителям в воспитании детей как субъекта общественных отношений; - развитие инициатив родителей; - формирование и воспитание культуры досуга семьи. Взаимодействие с родителями реализуется через разнообразные формы: - оказание консультативной поддержки родителей воспитанников в вопросах ознакомления детей с родным городом, Красноярским краем, с железной дорогой, её историей и профессиями родителей; - привлечение родителей воспитанников к созданию развивающей предметнопространственной среды по направлениям Программы; - совместное создание видеороликов и презентаций; - участие родителей воспитанников в совместных мероприятиях: организованной образовательной деятельности, праздниках, выставках семейного творчества, фотовыставках. Педагоги и родители в процессе общения обеспечивают ребенку: - чувство психологической защищенности; - доверие к миру; - эмоциональное благополучие; - формирование базиса личностной культуры; - развитие его индивидуальности. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы В детском саду созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы, а также условия для осуществления всех видов деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках групп с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Группы детей старшего дошкольного возраста оборудованы природными уголками, уголками изобразительной деятельности, мини-лабораториями, оснащены учебно – методической литературой, необходимым демонстрационным материалом, развивающими играми, атрибутами для сюжетно – ролевых и подвижных игр. В каждой группе имеется аппаратура для использования электронных образовательных ресурсов (ноутбуки, проекторы, интерактивные доски, принтеры), наглядные пособия, детская художественная литература, подобранная в соответствии с возрастом воспитанников. Территория детского сада – огромная составляющая в жизни учреждения. Задачи познавательного характера, экологического воспитания решаются с помощью оборудованных объектов: «Зеленая аптека», «Солнечные часы», «Лесная полянка», «Огород», «Метеоплощадка», «Альпийская горка», «Сказочная деревенька», «Плодово-ягодная станция» и др. 3.2. Особенности организации предметно-пространственной среды Развивающая среда построена с учетом следующих принципов: - насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают различные вида детской деятельности, эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с пространственным окружением, возможность самовыражения; - трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей; - полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды; - вариативность среды позволяет создать различные пространства, а разнообразный материал - альбомы, макеты и оборудование, обеспечивает свободный выбор детей. Игровой материал периодически меняется, что стимулирует активность детей; - доступность среды создает условия для свободного доступа детей к материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. Примерное содержание предметно-пространственной среды: - глобус; - карта Красноярского края; -иллюстрации с изображением старинного Красноярска и быта коренных жителей Красноярского края; - фотографии с изображением символики и достопримечательностей Красноярского края; - портреты красноярцев, прославивших свой город; - репродукции картин художников Красноярского края; - иллюстрации с изображением объектов живой и неживой природы Красноярского края; - альбомы с изображением национальных костюмов; - детская художественная литература; - картотека народных игр; - энциклопедия «От паровоза до Сапсана»; - юбилейное издание к 100-ю Красноярской железной дороги «Стальное звено Транссиба»; - альбомы «Мои родители-железнодорожники»; - сборник сочинений учащихся образовательных учреждений ОАО «РЖД» «Помнит мир, спасенный…»; - детский словарь «Путешествие по детской дороге»; - картотеки подвижных и словесных игр железнодорожной тематики; - сборник познавательно-речевых игр о железной дороге «Затевайка»; - атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Путешествие на поезде»; «Экскурсия по городу», «Поход в зоопарк» и др.; - электронные образовательные ресурсы. 3.3. Перечень нормативных документов и литературных источников Нормативные документы: 1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989. 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013 № 30384) 3. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации». Литературные источники: 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008. 5. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. С-П. 2016. 6. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. – М., 2005. 7. Детские подвижные игры народов СССР/ Сост. А.В. Кенеман/ Под ред. Т.И. Осокиной – М., 1989. 8. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2013. 9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду/Программа и методические рекомендации – М. 2009. 10. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/Сост. Н.В. Нищева – С-П., 2010. 11. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2005. 12. Молодова Н.П. Игровые экологические занятия с детьми. Пособие для воспитателей и учителей – Минск, 1996. 13. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М., 1999. 14. Партнерство дошкольной организации и семьи. Методическое пособие/ Под ред. С.С. Прищепа, Т.С. Шатверян – М., 2016. 15. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2006. 16. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Сост. Л.А. Королева. – С-П., 2016. 17. Пудовина Е.И. Государственные праздники Российской Федерации. Методическое пособие. – М., 2005. 18. Радость общения. Из опыта взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. – М. 1999. 19. Ривина Е.К. Российская символика. Методическое пособие. – М., 2004. 20. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. Программа экологического образования дошкольников. – М., 1998. 21. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством/Программа дополнительного образования – М., 2006. ОВЧИННИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА Подписан: ОВЧИННИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА DN: C=RU, OU=ЗАВЕДУЮЩИЙ ДЕТСКИМ САДОМ, O=ЧДОУ ''ДЕТСКИЙ САД № 198 ОАО ''РЖД'', CN=ОВЧИННИКОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, E=NDOU198@MAIL.RU Основание: ПОДПИСЬ ДОКУМЕНТА Местоположение: Г.КРАСНОЯРСК Дата: 2021-01-01 10:34:26